!-- Global site tag (gtag.js) - Google Analytics --> Skip to content
Timax-Art SasS marketplace is for creative people freelancers, small businesses who wants to sell their products or services on foreign markets without the need to be resident of this country, registration a legal entity, without the need confirmation of residence or local bank account. Our solution based on technology blockchain.

Алекс Лахман: «Сегодня проблема русского искусства на арт-рынке – в отсутствии качественных работ»

Posted on 27.09.2019 by Владимир Дианов

Известный коллекционер и арт-дилер Алекс Лахман рассказывает о своем опыте работы в Европе, о том, почему рынок искусства в России остается нецивилизованным, и о том, какие русские художники всегда будут пользоваться спросом у собирателей.

«Есть большая разница между человеком, который купил квартиру, решил ее украсить, купив пять-шесть вещей, и коллекционером. Коллекционер − человек, который живет этим, для которого это не просто хобби. Все зависит от его удачи, от его возможностей, потому что есть весьма профессиональные коллекционеры (которых в России называли в советское время спекулянтами, но во всем мире − очень уважаемые люди), которые собирают коллекции, потом продают их, потом ищут каких-то художников, которые только появляются, или открывают старых художников. То есть они делают долгосрочные инвестиции.

Алекс Лахман, фото: © New Style Mag Ltd

Переехав в Германию, я первым делом стал учить язык, ходить по музеям, путешествовать по Европе, а уже через восемь лет открыл в Кельне свою галерею. Дело в том, что я познакомился с некоторыми немецкими коллекционерами, начал работать на них, зарабатывать какие-то деньги. Это было связано и с Россией. Стало ясно, что в России есть много интересных, но недостаточно изученных периодов искусства, которые мало кто тогда знал на Западе: искусство Вхутемаса, советская архитектура двадцатых-тридцатых годов, пионеры советской фотографии. К примеру, Александр Родченко был уже довольно известен и стоил дорого, но, кроме Родченко и Лисицкого, были ведь и другие мастера высокого класса. Тогда Кельн был центром культурной жизни Европы, но русским искусством занималась только «Galerie Gmurzynska». Я активно включился в арт-процесс: стал выставляться на ярмарках «Art Basel» и «Art Cologne», издавать каталоги, делать выставки.

Мне посчастливилось работать для великого немецкого коллекционера Петера Людвига, который сумел собрать выдающуюся коллекцию американского поп-арта. Кроме того, одна из основных частей его коллекции − это уникальное собрание русского авангарда. Плюс у него одно из самых больших собраний Пабло Пикассо, в особенности позднего. Я собрал ему коллекцию советской модернистской фотографии, и теперь она у него, пожалуй, самая большая в мире. Может быть, только за исключением моей собственной… Все великие коллекционеры собирали не по ходу дела. Для Людвига собирание было основной профессией, а уже шоколадные фабрики − побочным. Потому что богатых людей сотни тысяч, и всегда будут еще богаче и круче, а вот коллекционеры остались в истории − их именами названы музеи. Сегодня собиратель − это профессия на Западе. И в России это тоже когда-нибудь будет. Помогал я и в создании других частных собраний. К примеру, в какой-то степени помог сформировать коллекцию Петра Авена. Может быть, содействовал в этом деле еще паре человек, преимущественно приятелям.

Всем своим коллекционерам и клиентам я говорю одно и то же: для успешного коллекционирования необходимы три предпосылки − наличие денег, информации и вкуса. Разумеется, что, имея деньги, всему остальному можно или научиться, или это приобрести. В принципе, коллекционировать без галерей, без арт-дилеров невозможно. Очень сложно купить самому что-то стоящее, если ты занят еще какой-то другой профессией на постоянной основе. Сам я уже давно не занимаюсь галерейной деятельностью. В какой-то момент я понял, что не могу участвовать в этом изматывающем марафоне. На Западе, чтобы завоевать публику и иметь коммерческий успех, ты должен постоянно быть лучшим: удивлять, поражать, шокировать, привлекать внимание. В это все вкладываются дикие деньги: ярмарки, персонал, трансферы. А в результате получается так: если ты делаешь все супер − на это никто не обращает внимания, это в порядке вещей, однако стоит тебе оступиться − вот тут и поднимается шумиха, все дружно осуждают тебя. Так что сейчас я живу так: хочу − продаю, а хочу − не продаю. И при этом занимаюсь некоторыми художественными проектами.

Сегодня проблема русского искусства на арт-рынке − в отсутствии качественных работ. Вы удивляетесь, что Петров-Водкин стоит девять миллионов фунтов? Да таких вещей просто нет на рынке, сколько за них ни заплати! Есть небольшое количество очень богатых россиян, которые собирают первоклассное русское искусство, а произведений выдающихся значительно меньше. Они готовы платить так много просто потому, что другой возможности приобрести подобные вещи уже не будет. И еще важен провенанс, особенно русских вещей, подтверждение, что работа настоящая. Наличие экспертиз, в особенности российских, нередко наводит на подозрения, ведь настоящим шедеврам никакие экспертизы не нужны, про них и так все почти досконально известно − от первого и до последнего дня. Двадцать лет назад некоторые люди в России начали зарабатывать много денег. Тогда впервые появился рынок искусства, спрос был большой. Потом начались кризисы, и цены на искусство упали. Многие себе понакупили работ весьма низкого качества. Это объясняет тот факт, что сегодня объем рынка искусства в России существенно сократился. Но на Петрова-Водкина и на выдающиеся произведения таких художников, как Малевич, Кончаловский, Лентулов, Дейнека, Ларионов и Гончарова цена никогда не упадет, а будет только расти. Потому что их крайне мало.

Россия становится нормальной цивилизованной страной, а рынок искусства остается нецивилизованным. Нет соответствующего законодательства, нет необходимой инфраструктуры: престижных галерей, транспортных фирм, ярмарок, аукционных домов; у музеев не налажена должная культурная политика в этом отношении. Ввозу культурных ценностей препятствует непродуманное таможенное законодательство. Сложности с российской таможней практически исключили возможность высококачественного рынка в России. Ведь, чтобы продавать здесь вещи, привезенные с Запада, по российскому таможенному законодательству нужно заплатить 20–30%, что означает существенное повышение цены. Было бы хорошо, если бы все происходило как на Западе: показал счет, заплатил разумные 5–7% за ввоз. Если вещи не проданы, то деньги немедленно возвращают. В конце концов, все эти предметы останутся в России, и большинство из них, возможно, попадет в музеи, которым нужно налаживать контакты с частными коллекционерами…

Я нередко задумываюсь о том, что будет с моими коллекциями. Коллекция − это набор вещей с какой-то идеей, система, понимаете? Человек может покупать много всего, но это никогда не станет полноценной коллекцией. Возможно, если моя дочь захочет этим заниматься, я буду этому способствовать. В принципе, в современном мире сейчас очень развита передача частных коллекций музеям − это является одним из двигателей их развития. К сожалению, такого рода ситуация полностью отсутствует в современной России. Объясняю почему. Советское государство считало, что интеллектуальное и художественное достояние нации принадлежит только ему, результат творческой деятельности попросту экспроприировался. Однако важно помнить, что Россия − одна из немногих стран, где почти все создано частными коллекционерами. Это и Третьяковская галерея, и Бахрушинский музей, и Русский музей, и Щукин, и Морозов, и Костаки. Все, чем гордится Россия, изначально находилось в частных руках! Если бы не частные коллекционеры, музейный ландшафт России был бы на уровне стран третьего мира. Я вижу свою коллекцию частью музейного собрания, но не думаю, что это произойдет в России. Коллекция должна гармонично вписываться в направление музея. Просто где-то кому-то что-то оставить − неинтересно. Музеям следует понимать, что их будущее − в частных собраниях, и у российских музеев еще слишком много работы в этом направлении». Полностью здесь и здесьФото: © New Style Mag Ltd.

Leave a Comment





EnglishUkrainian
Scroll To Top